ЭП

Документ подписан электронной подписью
19.09.2024 21:07, Бабкина Любовь Фёдоровна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Орловская средняя общеобразовательная школа № 1

 

Рассмотрена на заседании

 

Принята

 

Утверждена приказом

школьного методического

 

педагогическим советом

 

Директор школы

объединения учителей естественных и общественных дисциплин

 

 

 

 

____________ Л.Ф. Бабкина

Протокол № 1

 

Протокол № 17

 

Приказ № 527

от 28 августа 2024 года

 

от 30 августа 2024 года

 

от 2 сентября 2024 года

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Трудные вопросы истории»

для обучающихся 10классов

 

 

 

 

 

поселок Орловский
2024 год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному курсу на уровне среднего общего образования
составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования, а также с учетом федеральной
рабочей программы воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ
ИСТОРИИ»

Изучение курса «Трудные вопросы изучения истории России» дополняет и углубляет
учебный предмет «История», помогая реализации воспитания учащихся в духе патриотизма,
уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в
соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами. Курс
в полной мере позволяет развить способности учащихся анализировать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи
и взаимообусловленности.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ
ИСТОРИИ
углубление представления учащихся по предмету, повторение и систематизация
знаний, создание условий для подготовки учащихся к экзамену по истории через детальное
рассмотрение и разносторонний анализ, посредством самостоятельной исследовательской
работы трудных вопросов истории России.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических
задач:

  • освоение систематизированных знаний о трудных темах истории России и элементов
    философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления
    с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую
    обусловленность различных версий и оценок событий, определять и аргументировано
    представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
  • воспитание обучающихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и
    неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех
    народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении
    между народами, неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и
    пропаганды войны;
  • формирование у обучающихся общественной системы ценностей на основе осмысления
    закономерности и прогрессивности общественного развития и интереса над личностным
    аспектом и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе
    и через общество
    .

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение курса
«Трудные вопросы изучения истории» учебным планом: на базовом уровне в 11 классе по 1
учебному часу в неделю при 34 учебных неделях.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ»

1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.
Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический
фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н.э. формирование новой
политической и этнической карты континента. Проблема образования Древнерусского
государства. Начало династии Рюриковичей.

2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси
как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси. Русь в социальнополитическом контексте Евразии. Русь в культурном контексте Евразии. Древнерусская
культура. Формирование единого культурного пространства. Русь в средние века

3. Исторический выбор Александра Невского. Внешняя политика русских земель -
самостоятельных государств евразийском контексте. Судьбы русских земель после
монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Ордена
крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Золотая Орда:
государственный строй, население, экономика, культура. Культурное взаимодействие
цивилизаций.

4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена.
Реформы середины XVI века. Внешняя политика в XVI в. Создание стрелецких
полков. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного
казачества. Присоединение к России Поволжья, Сибири. Опричнина, дискуссия о ее
причинах и характере. Российское государство в XVII – XVIII вв.

5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху
дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток. Избрание на царство
Бориса Годунова. Царь Василий Шуйский. Свержение Шуйского и переход власти к
«семибоярщине». Земский собор 1613 г. Причины нестабильности политического строя в
XVIII в. Фаворитизм. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны.
Манифест «о вольности дворянской». Причины переворота 28 июня 1762 г.

6. Присоединение Украины к России (причины и последствия). Смоленская война.
Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации,
распространению католичества. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада.
Война между Россией и Речью Посполитой. Формирование многонациональной элиты.
Укрепление границ империи на Украине в XVIII в. Унификация управления на окраинах
империи. Ликвидация украинского гетманства.

7. Фундаментальные особенности социального и политического строя России
(крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы. Начало
закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Многонациональный состав населения
Русского государства. Сосуществование религий в Русском государстве. Земские соборы.
Юридическое оформление крепостного права. И территория его распространения.
Консолидация дворянского сословия. Дворцовые перевороты. «Просвещенный абсолютизм»,
его особенности в России.

8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.
Модернизация как жизненно важная национальная задача России в конце XVII в. Роль
государства в создании промышленности. Принципы меркантилизма и протекционизма.
Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям.
Преобладание крепостного и подневольного труда. Социальные движения в первой четверти
XVIII в. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Российское государство в XVIII в.

9. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти
большевиков и их победы в Гражданской войне. Война как революционизирующий фактор.
Незавершенность и противоречия модернизации. Диктатура пролетариата. Советы как форма
власти. Гражданская война как национальная катастрофа. Идеология белого движения.
Политика «военного коммунизма». Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской
войне.

10. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и
преобразований в сфере культуры. Успехи и неудачи НЭПа. Деревенский социум: кулаки,
середняки и бедняки. Голод в СССР в 1932-1933 гг. создание новых отраслей
промышленности. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ужесточение
цензуры. Воспитание интернационализма и советского патриотизма. От обязательного
начального образования – к массовой средней школе. Создание новых научных центров.

11. Характер национальной политики большевиков и ее оценка. Образование СССР.
Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Культурная
революции и ее особенности в национальных регионах.

12. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и
единовластия И.В. Сталина; причины репрессий. Партийные органы как инструмент
сталинской политики. ГУЛАГА: социально-политические и национальные характеристики
его контингента. Органы госбезопасности и их роль в поддержке диктатуры.

13. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны.
Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Угроза
международной изоляции СССР. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии;
Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. «Зимняя
война».

14. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне. Массовые преступления
гитлеровцев против советских граждан. Массовый героизм воинов – всех народов СССР.
Героизм и трагедия гражданского населения. Развертывание партизанского движения.
Людские и материальные потери. Изменение политической карты Европы.

15. Оценка СССР в условиях «холодной войны». Истоки «холодной войны». Эйфория
Победы. Советский «атомный проект», его успехи и его значение. «Доктрина Трумэна» и
«План Маршалла».

16. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева. Начало критики
сталинизма. Особенности национальной политики. Попытки решения продовольственной
программы. Расширение прав союзных республик. Программа построения коммунизма в
СССР. Массовое жилищное строительство.

17. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения.
Десталинизация и ресталинизация. Уровень жизни населения. Кризис идеологии. Проблема
«неперспективных деревень». Идейная и духовная жизнь советского общества. Политика
разрядки.

18. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР. Нарастание
кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах. Реформы в
экономике, в политической и государственных сферах. Изменения в советской внешней
политике. Демократизация советской политической системы. Подъем национальных
движений. Нарастание разбалансированности в экономике. Попытка госпереворота в августе
1991 г. Ликвидация СССР и создание СНГ.

19. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг.
(«шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в
политических схватках 1990-х гг. Начало радикальных экономических преобразований.
Нарастание политико-конституционного кризиса. Принятие новой Конституции России.
Обострение межнациональный и межконфессиональных отношений. Дефолт 1998 г. И его
последствия. Российская многопартийность.

20. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы
России в 2000-е гг. Политические партии в 2000-е годы. Построение вертикали власти и
гражданское общество. Рыночная экономика и монополии. Россия в мировой рыночной
экономики. Внешнеполитический курс в годы президентства В.В. Путина.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

3) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;

4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;

5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;

6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

7) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Понимание значимости России в мировых политических и социально экономических процессах, знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение основных событий Российской истории, значение научно технологических успехов.

2) Знание имен исторических личностей, внесших значительный вклад в социальноэкономическое, политическое и культурное развитие нашего государства.

3) Умение составлять описание в устной и письменной форме исторических событий,
явлений, процессов истории России и их участников, образа жизни людей и его изменения;
формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе используя источники разных типов.

4) Умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов;
систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями;
сравнивать изученные исторические события, явления, процессы.

5) Умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временны́ е связи
исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги.

6) Умение критически анализировать для решения познавательной задачи
исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по
истории России, оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим
периодом; выявлять общее и различия; привлекать контекстную информацию при работе с
историческими источниками.

7) Умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск
исторической информации по истории России в справочной литературе, сети Интернет,
средствах массовой информации для решения познавательных задач; оценивать полноту и
достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности.

8) Умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации,
в том числе исторические карты/схемы, по истории России; сопоставлять информацию,
представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде
таблиц, схем, графиков, диаграмм.

9) Приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества:
идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между народами, людьми разных
культур; проявление уважения к историческому наследию народов России.

10) Умение защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа
при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории.

11) Знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России; выдающихся
деятелей отечественной; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.

Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата:

Работа в группах

Самостоятельная работа

Практическая работа

Наблюдение и анализ исторических событий

Работа с картой.

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС

№ п/п

 

Наименование разделов и тем программы

 

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

Славяне в 5-8 веке. Проблемы этногенеза славян

1

Происхождение славян.

1

 

 

 

2

Различные точки зрения на этногенез славян.

1

 

 

 

Итого по разделу

2

 

Трудные вопросы по истории Киевской Руси

1

Образование государства у восточных славян. Нормандская и
антинормандская теории.

1

 

 

 

2

Развитие феодальных отношений.

1

 

 

 

3

Причины возникновения государства.

1

 

 

 

4

Существование древнерусской народности и восприятие наследия
Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и
Беларуси.

1

 

 

 

Итого по разделу

4

 

Русь удельная.

1

Причины и характер феодальной раздробленности.

1

 

 

 

2

Отношения между Русью и Ордой.

1

 

 

 

3

Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских
земель Золотой Орде.

1

 

 

 

4-5

Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей.

2

 

 

 

Итого по разделу

5

 

Русь Московская

1

Характер Московского государства.

1

 

 

 

2-3

Роль Ивана Грозного в российской истории.

2

 

 

 

4

Оценка опричнины.

1

 

 

 

5

Попытка ограничения власти главы государства в период

1

 

 

 

6

Попытки ограничения власти главы государства в эпоху дворцовых
переворотов, возможные причины неудач.

1

 

 

 

7

Присоединение Украины к России (причины и последствия.)

1

 

 

 

8

Присоединение Украины к России (причины и последствия.)

1

 

 

 

9

Фундаментальные особенности социального и экономического строя
России.

1

 

 

 

10

Фундаментальные особенности политического строя в сравнении с
государствами Западной Европы.

1

 

 

 

Итого по разделу

10

 

Российская империя

1

Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.

1

 

 

 

2

Сущность политики просвещенного абсолютизма.

1

 

 

 

3

Последствия политики просвещенного абсолютизма.

1

 

 

 

4

Оценка внутренней политики Александра I.

1

 

 

 

5

Оценка внутренней политики Николая I.

1

 

 

 

6

Оценка внутренней политики АлександраII.

1

 

 

 

7

Оценка внутренней политики АлександраIII.

1

 

 

 

8

Характер общественного движения 19-20 века оценка его роли в
истории.

1

 

 

 

9

Оценка роли России в системе международных отношений в 19-20 веке.

1

 

 

 

10

Характер национальной политики самодержавия и ее оценка.

1

 

 

 

11

Оценка уровня развития Российской империи в начале 20 века.

1

 

 

 

12

Проблемы развития хозяйства страны. Проблемы промышленности и сельского хозяйства.

1

 

 

 

13

Причины, последствия и оценка падения монархии в России.

1

 

 

 

Итого по разделу

13

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

 

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС

№ п/п

 

Тема урока

 

Количество часов

Дата изучения

 

Электронные цифровые образовательные ресурсы

 

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

1

Происхождение славян.

1

 

 

2.09.2024

 

2

Различные точки зрения на этногенез славян.

1

 

 

6.09.2024

 

3

Образование государства у восточных славян. Нормандская и
антинормандская теории.

1

 

 

9.09.2024

 

4

Развитие феодальных отношений.

1

 

 

13.09.2024

 

5

Причины возникновения государства.

1

 

 

16.09.2024

 

6

Существование древнерусской народности и восприятие наследия
Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и
Беларуси.

1

 

 

20.09.2024

 

7

Причины и характер феодальной раздробленности.

1

 

 

23.09.2024

 

8

Отношения между Русью и Ордой.

1

 

 

27.09.2024

 

9

Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских
земель Золотой Орде.

1

 

 

30.09.2024

 

10

Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей.

1

 

 

4.10.2024

 

11

Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей.

1

 

 

7.10.2024

 

12

Характер Московского государства.

1

 

 

11.10.2024

 

13

Роль Ивана Грозного в российской истории.

1

 

 

14.10.2024

 

14

Роль Ивана Грозного в российской истории.

1

 

 

18.10.2024

 

15

Оценка опричнины.

1

 

 

21.10.2024

 

16

Попытка ограничения власти главы государства в период

1

 

 

25.10.2024

 

17

Попытки ограничения власти главы государства в эпоху дворцовых
переворотов, возможные причины неудач.

1

 

 

8.11.2024

 

18

Присоединение Украины к России (причины и последствия.)

1

 

 

11.11.2024

 

19

Присоединение Украины к России (причины и последствия.)

1

 

 

15.11.2024

 

20

Фундаментальные особенности социального и экономического строя России.

1

 

 

18.11.2024

 

21

Фундаментальные особенности политического строя в сравнении с
государствами Западной Европы.

1

 

 

22.11.2024

 

22

Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.

1

 

 

25.11.2024

 

23

Сущность политики просвещенного абсолютизма.

1

 

 

29.11.2024

 

24

Последствия политики просвещенного абсолютизма.

1

 

 

2.12.2024

 

25

Оценка внутренней политики Александра I.

1

 

 

6.12.2024

 

26

Оценка внутренней политики Николая I.

1

 

 

9.12.2024

 

27

Оценка внутренней политики АлександраII.

1

 

 

13.12.2024

 

28

Оценка внутренней политики АлександраIII.

1

 

 

16.12.2024

 

29

Характер общественного движения 19-20 века оценка его роли в
истории.

1

 

 

20.12.2024

 

30

Оценка роли России в системе международных отношений в 19-20 веке.

1

 

 

23.12.2024

 

31

Характер национальной политики самодержавия и ее оценка.

1

 

 

27.12.2024

 

32

Оценка уровня развития Российской империи в начале 20 века.

1

 

 

28.12.2024

 

33

Проблемы развития хозяйства страны. Проблемы промышленности и сельского хозяйства.

1

 

 

10.01.2025

 

34

Причины, последствия и оценка падения монархии в России.

1

 

 

13.01.2025

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IХ- начало ХХ в.; Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. М., 2000.

2. Ионов И.Н. , Клокова Г.В. Поурочные разработки по курсу "Российская цивилизация. IX- начало XX века".М., 2001.

3. Бердяев Н.А. Судьба России. М.,1990.

4. Вернадский Г.В.Русская история. Учебник. М., 1997. Вернадский Г.В.Русская история. Учебник. М., 1997.

5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.,1991.

6. Ключевский В.О. Курс русской истории // Соч.: В 9-тт. М., 1990.

7. Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. М., 1998.

8. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.

9. Пушкин С.Н. Цивилизация на Руси: зарождение, становление, своеобразие. Учебное пособие. Н.Новгород, 1998.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ