ЭП

Документ подписан электронной подписью
03.05.2024 15:00, Бабкина Любовь Фёдоровна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

ПРИНЯТО

 

Педагогическим советом школы

 

 

Протокол

от 15 апреля 2024 года № 9

УТВЕРЖДЕНО

 

Приказом по школе

от 17 апреля 2024 года № 239

 

Директор школы

 

_______________Л.Ф. Бабкина

 

 

 

 

Регистрационный номер № 7-12

 

 

Положение

о классном руководстве в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Орловской средней общеобразовательной школе № 1

в новой редакции

 

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о классном руководстве в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Орловской средней общеобразовательной школе № 1 (далее Положение) регламентирует работу классных руководителей муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 1 (далее – школа).

1.2. Положение разработано в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях от 12.05.2020 № ВБ-1011/08;
  • Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 1;
  • другим законодательством в сфере образования и локальными нормативными актами школы.

1.3. Классными руководителями являются педагогические работники школы, которым предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и другим законодательством в сфере образования.

1.4. Классное руководство поручается педагогическому работнику с его согласия руководителем школы, исходя из интересов школы и ее обучающихся с учетом педагогического опыта, мастерства, индивидуальных особенностей работника.

1.5. Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления.

1.6. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией школы, органами ученического самоуправления, родителями (законными представителями), другими педагогами школы.

 

2. Цели, задачи, принципы и условия деятельности классного руководителя

2.1. Цели, задачи и принципы деятельности классного руководителя определяются базовыми целями и принципами воспитания, социализации и развития личности обучающихся, изложенными в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», указе Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

2.2. Цель работы классного руководителя: формирование и развитие личности в соответствии с социокультурными, традиционными российскими духовно-нравственными ценностями и принятыми в российском обществе правилами и нормами поведения.

2.3. Принципы организации работы классного руководителя при решении социально-значимых задач и содержания воспитания и успешной социализации обучающихся:

  • опора на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, исторические и национально-культурные традиции;
  • организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • нравственный пример педагогического работника;
  • интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
  • социальная востребованность воспитания;
  • поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
  • признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
  • обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования;
  • кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных и научных организаций).

2.4. Задачи деятельности классного руководителя:

  • создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
  • формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;
  • формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека, культу насилия, жестокости и агрессии, обесцениванию жизни человека и др.;
  • формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности событий и итогов Второй мировой войны;
  • формирование способности обучающихся реализовывать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ.

2.5. Условия успешного решения классным руководителем обозначенных задач:

  • выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности;
  • реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнерства;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, поддержка семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;
  • обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка в области образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива школы, органами социальной защиты, охраны правопорядка и т. д.;
  • участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2.6. В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и вариативная части. Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых – традиционных и актуальных – задач воспитания и социализации обучающихся. Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий школы.

2.7.1. Инвариантная часть содержит следующие блоки:

2.7.1.1. Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе, включая:

  • содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости;
  • обеспечение включенности всех обучающихся в мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
  • содействие успешной социализации обучающихся путем организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ;
  • осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье;
  • выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
  • выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в психологической помощи;
  • выявление наличия суицидальных факторов;
  • профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;
  • формирование навыков информационной безопасности;
  • содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
  • поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей;
  • обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования.

2.7.1.2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой, включая:

  • изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
  • регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде;
  • формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны, признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности;
  • привлечение обучающихся к труду;
  • организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов;
  • выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозу физическому и психическому здоровью обучающихся;
  • профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.

2.7.1.3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:

  • привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребенка;
  • регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса;
  • координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений;
  • содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.

2.7.1.4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом, включая:

  • взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию;
  • взаимодействие с администрацией школы и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом;
  • взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития;
  • взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;
  • взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий;
  • взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией школы по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся;
  • взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками школы (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2.7.1.5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами, включая:

  • участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся;
  • участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнерства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных организаций;
  • участие в проектах по «Пушкинской карте»;
  • организацию отдыха и оздоровления обучающихся в период каникул;
  • участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.

2.8. Вариативная часть отражает специфику школы и включает в себя:

2.8.1. Участие в мероприятиях, проводимых Общероссийским общественно-государственным детско-молодёжным движением «Движение первых» в соответствии с календарным планом воспитательной работы и рабочей программой воспитания школы.

2.8.2. Участие в общешкольной конкурсах «Класс года», «Ученик года», «Лучший классный руководитель» в соответствии с календарным планом воспитательной работы и рабочей программой воспитания школы.

 

3. Обеспечение академических прав и свобод классного руководителя

3.1. Классный руководитель имеет право:

  • самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности;
  • вносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности, как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
  • участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов школы в части организации воспитательной деятельности в школе и осуществления контроля ее качества и эффективности;
  • самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях;
  • использовать (по согласованию с администрацией) инфраструктуру школы при проведении мероприятий с классом;
  • получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства и органов государственно-общественного управления школы для реализации задач по классному руководству;
  • приглашать в школу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся для обсуждения вопросов, связанных с осуществлением классного руководства;
  • давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий;
  • посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом обучающихся класса;
  • защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации школы, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников;
  • повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.

 

4. Обязанности классного руководителя

4.1. Классный руководитель ежедневно:

  • определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся;
  • выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий;
  • организует и контролирует дежурство учащихся школе;
  • ведет работу по организации питания обучающихся различных категорий;
  • организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении.

4.2. Классный руководитель еженедельно:

  • проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с календарным планом воспитательной работы, рабочей программой воспитания и рабочей программой курса, в рамках которого проходит классный час, утвержденным расписанием;
  • организует работу с родителями (законными представителями) обучающихся;
  • проводит работу с учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования, работающими в классе;
  • анализирует состояние успеваемости в классе в целом и по отдельным обучающимся.

4.3. Классный руководитель ежемесячно:

  • получает консультации у психологической службы и отдельных учителей;
  • организует работу классного актива.

4.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:

  • оформляет и заполняет электронный журнал;
  • участвует в работе методического объединения классных руководителей;
  • проводит анализ выполнения календарного плана воспитательной работы за четверть, состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся;
  • проводит коррекцию своего плана воспитательной работы на новую четверть;
  • проводит классное родительское собрание.

4.5. Классный руководитель ежегодно:

  • анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года;
  • составляет план воспитательной работы в классе.

4.6. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.

4.7. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение общешкольных мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения мероприятий. Присутствие классного руководителя на общешкольных мероприятиях обязательно.

 

5. Механизмы стимулирования классных руководителей

6.1. Материальное стимулирование выражается в форме ежемесячных выплат и является обязательным условием возложения на педагогов с их письменного согласия этого дополнительного вида деятельности.

Денежное вознаграждение педагогическим работника за классное руководство в размере 10 тысяч рублей выплачивается ежемесячно, но не более 2-х выплат ежемесячного денежного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства в 2-х и более классах.

Денежное вознаграждение в размере 10 тысяч рублей выплачивается педагогическому работнику за классное руководство в классе (классах) независимо от количества обучающихся в каждом из классов, а также реализуемых в них общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы.

Выплата ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам, временно замещающим длительно (более 1 месяца) отсутствующего по болезни, педагогического работника, осуществляющего классное руководство, производится пропорционально времени замещения.

При отсутствии педагогического работника, совмещающего работу с получением образования, при направлении его в командировку, при получении им дополнительного профессионального образования вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам не осуществляется.

6.2. Нематериальное стимулирование формируется по направлениям:

6.2.1. Организационное стимулирование, направленное на создание благоприятных условий деятельности для осуществления классного руководства, включая:

  • создание эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов воспитательной деятельности между собой и администрацией школы;
  • создание системы наставничества и организацию методического объединения педагогических работников, осуществляющих классное руководство;
  • организацию рабочих мест для педагогических работников с учетом дополнительных задач по классному руководству.

6.2.2. Социальное стимулирование, предполагающее привлечение к принятию решений, участию в управлении коллективом, делегирование важных полномочий и создание условий для профессионального развития и роста, включая:

  • наделение полномочиями и статусом наставника, руководителя методического объединения педагогических работников, осуществляющих классное руководство;
  • предоставление возможности участия в конкурсах профессионального мастерства с целью развития личностной и профессиональной самореализации;
  • предоставление возможности повышения квалификации, участия в стажировках, вебинарах, семинарах и других мероприятиях образовательного характера.

6.2.3. Психологическое стимулирование, предполагающее использование разных механизмов создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, в том числе с учетом интересов всех педагогических работников, осуществляющих классное руководство, включая:

  • создание механизмов разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений;
  • организацию консультаций и создание условий для психологической разгрузки и восстановления в школе или вне ее для профилактики профессионального выгорания в связи с осуществлением педагогическими работниками классного руководства.

6.2.4. Моральное стимулирование педагогических работников, обеспечивающее удовлетворение потребности в уважении со стороны коллектива, администрации школы, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и социума с использованием всех форм поощрения деятельности по классному руководству, включая:

  • публичное признание результатов труда педагогических работников, осуществляющих классное руководство, в виде благодарности с занесением в трудовую книжку (при ее наличии), награждения почетными грамотами и благодарственными письмами различного уровня, выдачи статусных знаков отличия, размещения их фотопортретов с аннотациями на доске почета;
  • размещение информации об успехах социально-значимой деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, в СМИ и на официальном сайте школы;
  • информирование родительской общественности о достижениях, связанных с осуществлением педагогическими работниками классного руководства.