ЭП

Документ подписан электронной подписью
01.10.2023 22:49, Бабкина Любовь Фёдоровна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение‌‌

‌‌Орловская средняя общеобразовательная школа № 1

 

 

Рассмотрена              

на заседании школьного     методического объединения

учителей предметных областей «Искусство», «Технология», «Физкультура и ОБЖ»

 Протокол № 1

 от 28 августа 2023 года

Принята

педагогическим советом

Протокол №13

от 30 августа 2023 года

 

Утверждена приказом

директора школы

________Л.Ф.Бабкина

Приказ №477

от 31 августа 2023 года

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

учебного предмета «Изобразительное искусство»

для обучающихся 5 7 классов

 

 

 

 

посёлок Орловский

2023 год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа основного общего образования по изобразительному искусству составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

Основная цель изобразительного искусства – развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Изобразительное искусство имеет интегративный характер и включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах. Важнейшими задачами программы по изобразительному искусству являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры России, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.

Программа по изобразительному искусству направлена на развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Программа по изобразительному искусству ориентирована на психовозрастные особенности развития обучающихся 11–15 лет.

Целью изучения изобразительного искусства является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно).

Задачами изобразительного искусства являются:

Общее число часов, рекомендованных для изучения изобразительного искусства, – 102 часа: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю).‌‌

Содержание программы по изобразительному искусству на уровне основного общего образования структурировано по 4 модулям (3 инвариантных и 1 вариативный). Инвариантные модули реализуются последовательно в 5, 6 и 7 классах. Содержание вариативного модуля может быть реализовано дополнительно к инвариантным в одном или нескольких классах или во внеурочной деятельности.

Модуль №1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» (5 класс)

Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» (6 класс)

Модуль №3 «Архитектура и дизайн» (7 класс)

Модуль №4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография» (вариативный)

Каждый модуль программы по изобразительному искусству обладает содержательной целостностью и организован по восходящему принципу в отношении углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся. Последовательность изучения модулей определяется психологическими возрастными особенностями обучающихся, принципом системности обучения и опытом педагогической работы.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

 

5 КЛАСС

​Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство».

Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве.

Декоративно-прикладное искусство и его виды. Декоративно-прикладное искусство и предметная среда жизни людей.

Древние корни народного искусства.

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства.

Связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиями и эпосом.

Роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта, их значение в характере труда и жизненного уклада.

Образно-символический язык народного прикладного искусства.

Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства.

Выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы, росписи по дереву, вышивки. Освоение навыков декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.

Убранство русской избы.

Конструкция избы, единство красоты и пользы – функционального и символического – в её постройке и украшении.

Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.

Выполнение рисунков – эскизов орнаментального декора крестьянского дома.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома.

Декоративные элементы жилой среды.

Определяющая роль природных материалов для конструкции и декора традиционной постройки жилого дома в любой природной среде. Мудрость соотношения характера постройки, символики её декора и уклада жизни для каждого народа.

Выполнение рисунков предметов народного быта, выявление мудрости их выразительной формы и орнаментально-символического оформления.

Народный праздничный костюм.

Образный строй народного праздничного костюма – женского и мужского.

Традиционная конструкция русского женского костюма – северорусский (сарафан) и южнорусский (понёва) варианты.

Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных регионов страны.

Искусство народной вышивки. Вышивка в народных костюмах и обрядах. Древнее происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке. Символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах вышивки. Особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных регионах страны.

Выполнение рисунков традиционных праздничных костюмов, выражение в форме, цветовом решении, орнаментике костюма черт национального своеобразия.

Народные праздники и праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества.

Выполнение сюжетной композиции или участие в работе по созданию коллективного панно на тему традиций народных праздников.

Народные художественные промыслы.

Роль и значение народных промыслов в современной жизни. Искусство и ремесло. Традиции культуры, особенные для каждого региона.

Многообразие видов традиционных ремёсел и происхождение художественных промыслов народов России.

Разнообразие материалов народных ремёсел и их связь с регионально-национальным бытом (дерево, береста, керамика, металл, кость, мех и кожа, шерсть и лён).

Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов. Особенности цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушки. Местные промыслы игрушек разных регионов страны.

Создание эскиза игрушки по мотивам избранного промысла.

Роспись по дереву. Хохлома. Краткие сведения по истории хохломского промысла. Травный узор, «травка» – основной мотив хохломского орнамента. Связь с природой. Единство формы и декора в произведениях промысла. Последовательность выполнения травного орнамента. Праздничность изделий «золотой хохломы».

Городецкая роспись по дереву. Краткие сведения по истории. Традиционные образы городецкой росписи предметов быта. Птица и конь – традиционные мотивы орнаментальных композиций. Сюжетные мотивы, основные приёмы и композиционные особенности городецкой росписи.

Посуда из глины. Искусство Гжели. Краткие сведения по истории промысла. Гжельская керамика и фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового декора. Природные мотивы росписи посуды. Приёмы мазка, тональный контраст, сочетание пятна и линии.

Роспись по металлу. Жостово. Краткие сведения по истории промысла. Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения росписей. Приёмы свободной кистевой импровизации в живописи цветочных букетов. Эффект освещённости и объёмности изображения.

Древние традиции художественной обработки металла в разных регионах страны. Разнообразие назначения предметов и художественно-технических приёмов работы с металлом.

Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра – роспись шкатулок, ларчиков, табакерок из папье-маше. Происхождение искусства лаковой миниатюры в России. Особенности стиля каждой школы. Роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры.

Мир сказок и легенд, примет и оберегов в творчестве мастеров художественных промыслов.

Отражение в изделиях народных промыслов многообразия исторических, духовных и культурных традиций.

Народные художественные ремёсла и промыслы – материальные и духовные ценности, неотъемлемая часть культурного наследия России.

Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов.

Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций.

Отражение в декоре мировоззрения эпохи, организации общества, традиций быта и ремесла, уклада жизни людей.

Характерные признаки произведений декоративно-прикладного искусства, основные мотивы и символика орнаментов в культуре разных эпох.

Характерные особенности одежды для культуры разных эпох и народов. Выражение образа человека, его положения в обществе и характера деятельности в его костюме и его украшениях. Украшение жизненного пространства: построений, интерьеров, предметов быта – в культуре разных эпох.

Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека.

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Символический знак в современной жизни: эмблема, логотип, указующий или декоративный знак.

Государственная символика и традиции геральдики. Декоративные украшения предметов нашего быта и одежды. Значение украшений в проявлении образа человека, его характера, самопонимания, установок и намерений.

Декор на улицах и декор помещений. Декор праздничный и повседневный. Праздничное оформление школы.

6 КЛАСС

Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура».

Общие сведения о видах искусства.

​Пространственные и временные виды искусства.

Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств, их место и назначение в жизни людей.

Основные виды живописи, графики и скульптуры. Художник и зритель: зрительские умения, знания и творчество зрителя.

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства.

Живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их особые свойства.

Рисунок – основа изобразительного искусства и мастерства художника.

Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий рисунок.

Навыки размещения рисунка в листе, выбор формата.

Начальные умения рисунка с натуры. Зарисовки простых предметов.

Линейные графические рисунки и наброски. Тон и тональные отношения: тёмное – светлое.

Ритм и ритмическая организация плоскости листа.

Основы цветоведения: понятие цвета в художественной деятельности, физическая основа цвета, цветовой круг, основные и составные цвета, дополнительные цвета.

Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве: холодный и тёплый цвет, понятие цветовых отношений; колорит в живописи.

Виды скульптуры и характер материала в скульптуре. Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура. Статика и движение в скульптуре. Круглая скульптура. Произведения мелкой пластики. Виды рельефа.

Жанры изобразительного искусства.

Жанровая система в изобразительном искусстве как инструмент для сравнения и анализа произведений изобразительного искусства.

Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного искусства.

Натюрморт.

Изображение предметного мира в изобразительном искусстве и появление жанра натюрморта в европейском и отечественном искусстве.

Основы графической грамоты: правила объёмного изображения предметов на плоскости.

Линейное построение предмета в пространстве: линия горизонта, точка зрения и точка схода, правила перспективных сокращений.

Изображение окружности в перспективе.

Рисование геометрических тел на основе правил линейной перспективы.

Сложная пространственная форма и выявление её конструкции.

Рисунок сложной формы предмета как соотношение простых геометрических фигур.

Линейный рисунок конструкции из нескольких геометрических тел.

Освещение как средство выявления объёма предмета. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Особенности освещения «по свету» и «против света».

Рисунок натюрморта графическими материалами с натуры или по представлению.

Творческий натюрморт в графике. Произведения художников-графиков. Особенности графических техник. Печатная графика.

Живописное изображение натюрморта. Цвет в натюрмортах европейских и отечественных живописцев. Опыт создания живописного натюрморта.

Портрет.

Портрет как образ определённого реального человека. Изображение портрета человека в искусстве разных эпох. Выражение в портретном изображении характера человека и мировоззренческих идеалов эпохи.

Великие портретисты в европейском искусстве.

Особенности развития портретного жанра в отечественном искусстве. Великие портретисты в русской живописи.

Парадный и камерный портрет в живописи.

Особенности развития жанра портрета в искусстве ХХ в. – отечественном и европейском.

Построение головы человека, основные пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы.

Графический портрет в работах известных художников. Разнообразие графических средств в изображении образа человека. Графический портретный рисунок с натуры или по памяти.

Роль освещения головы при создании портретного образа.

Свет и тень в изображении головы человека.

Портрет в скульптуре.

Выражение характера человека, его социального положения и образа эпохи в скульптурном портрете.

Значение свойств художественных материалов в создании скульптурного портрета.

Живописное изображение портрета. Роль цвета в живописном портретном образе в произведениях выдающихся живописцев.

Опыт работы над созданием живописного портрета.

Пейзаж.

Особенности изображения пространства в эпоху Древнего мира, в средневековом искусстве и в эпоху Возрождения.

Правила построения линейной перспективы в изображении пространства.

Правила воздушной перспективы, построения переднего, среднего и дальнего планов при изображении пейзажа.

Особенности изображения разных состояний природы и её освещения. Романтический пейзаж. Морские пейзажи И. Айвазовского.

Особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов. Представления о пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы.

Живописное изображение различных состояний природы. Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре. История становления картины Родины в развитии отечественной пейзажной живописи XIX в.

Становление образа родной природы в произведениях А.Венецианова и его учеников: А.Саврасова, И.Шишкина. Пейзажная живопись И.Левитана и её значение для русской культуры. Значение художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины.

Творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа своей Родины.

Графический образ пейзажа в работах выдающихся мастеров. Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник.

Графические зарисовки и графическая композиция на темы окружающей природы.

Городской пейзаж в творчестве мастеров искусства. Многообразие в понимании образа города.

Город как материальное воплощение отечественной истории и культурного наследия. Задачи охраны культурного наследия и исторического образа в жизни современного города.

Опыт изображения городского пейзажа. Наблюдательная перспектива и ритмическая организация плоскости изображения.

Бытовой жанр в изобразительном искусстве.

Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох. Значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни.

Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Тема, сюжет, содержание в жанровой картине. Образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине и роль картины в их утверждении.

Работа над сюжетной композицией. Композиция как целостность в организации художественных выразительных средств и взаимосвязи всех компонентов произведения.

Исторический жанр в изобразительном искусстве.

Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества.

Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина и другие.

Историческая картина в русском искусстве XIX в. и её особое место в развитии отечественной культуры.

Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», исторические картины в творчестве В. Сурикова и других. Исторический образ России в картинах ХХ в.

Работа над сюжетной композицией. Этапы длительного периода работы художника над исторической картиной: идея и эскизы, сбор материала и работа над этюдами, уточнения композиции в эскизах, картон композиции, работа над холстом.

Разработка эскизов композиции на историческую тему с опорой на собранный материал по задуманному сюжету.

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Исторические картины на библейские темы: место и значение сюжетов Священной истории в европейской культуре.

Вечные темы и их нравственное и духовно-ценностное выражение как «духовная ось», соединяющая жизненные позиции разных поколений.

Произведения на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, в скульптуре «Пьета» Микеланджело и других. Библейские темы в отечественных картинах XIX в. (А. Иванов. «Явление Христа народу», И. Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная вечеря», В. Поленов. «Христос и грешница»). Иконопись как великое проявление русской культуры. Язык изображения в иконе – его религиозный и символический смысл.

Великие русские иконописцы: духовный свет икон Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия.

Работа над эскизом сюжетной композиции.

Роль и значение изобразительного искусства в жизни людей: образ мира в изобразительном искусстве.

7 КЛАСС

Модуль № 3 «Архитектура и дизайн».

Архитектура и дизайн – искусства художественной постройки – конструктивные искусства.

Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» – предметно-пространственной среды жизни людей.

Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ней мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества.

Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей в разные исторические эпохи.

Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи сохранения культурного наследия и природного ландшафта.

Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Единство функционального и художественного – целесообразности и красоты.

Графический дизайн.

Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Основы формальной композиции в конструктивных искусствах.

Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение.

Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания геометрических фигур, без предметного содержания.

Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов.

Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и асимметрия, динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент, замкнутость или открытость композиции.

Практические упражнения по созданию композиции с вариативным ритмическим расположением геометрических фигур на плоскости.

Роль цвета в организации композиционного пространства. Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.

Цвет и законы колористики. Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.

Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Форма буквы как изобразительно-смысловой символ.

Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта.

Типографика. Понимание типографской строки как элемента плоскостной композиции.

Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква – изобразительный элемент композиции».

Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ. Функции логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип.

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения.

Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката. Композиционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной открытке.

Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.

Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе компьютерных программ.

Макетирование объёмно-пространственных композиций.

Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация пространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства.

Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы его обозначения на макете.

Выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных композиций. Объём и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых объёмов, образующих целостную постройку. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки.

Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной сущности сооружения и логики конструктивного соотношения его частей.

Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении архитектурных конструкций (перекрытия и опора – стоечно-балочная конструкция – архитектура сводов, каркасная каменная архитектура, металлический каркас, железобетон и язык современной архитектуры).

Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её форма. Образ времени в предметах, создаваемых человеком.

Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формы через выявление сочетающихся объёмов. Красота – наиболее полное выявление функции предмета. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы предмета.

Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов.

Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала изготовления.

Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.

Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием цвета.

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

Образ и стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, изменения мировоззрения людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.

Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в предметно-пространственной среде жизни разных народов.

Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде аналитических зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и другим видам изображения.

Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра.

Архитектурная и градостроительная революция XX в. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре.

Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.

Пространство городской среды. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей.

Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность.

Современные поиски новой эстетики в градостроительстве. Выполнение практических работ по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города будущего.

Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и значение культурного наследия для современной жизни людей.

Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль малых архитектурных форм и архитектурного дизайна в организации городской среды и индивидуальном образе города.

Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и прочие), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и другое.

Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» в виде создания коллажнографической композиции или дизайн-проекта оформления витрины магазина.

Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение его интерьера. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера.

Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер как отражение стиля жизни его хозяев.

Зонирование интерьера – создание многофункционального пространства. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер.

Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа).

Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера» в форме создания коллажной композиции.

Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой средой.

Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской усадебной территории и задачи сохранения исторического наследия. Традиции графического языка ландшафтных проектов.

Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в виде схемы-чертежа.

Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей.

Образ человека и индивидуальное проектирование.

Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей.

Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре.

Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада. Дизайн предметной среды в интерьере частного дома. Мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.

Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы. Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и в качестве манипулирования массовым сознанием.

Характерные особенности современной одежды. Молодёжная субкультура и подростковая мода. Унификация одежды и индивидуальный стиль. Ансамбль в костюме. Роль фантазии и вкуса в подборе одежды.

Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды».

Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический.

Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью.

Дизайн и архитектура – средства организации среды жизни людей и строительства нового мира.

Вариативный модуль. Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография»​

Синтетические – пространственно-временные виды искусства. Роль изображения в синтетических искусствах в соединении со словом, музыкой, движением.

Значение развития технологий в становлении новых видов искусства.

Мультимедиа и объединение множества воспринимаемых человеком информационных средств на экране цифрового искусства.

Художник и искусство театра.

Рождение театра в древнейших обрядах. История развития искусства театра.

Жанровое многообразие театральных представлений, шоу, праздников и их визуальный облик.

Роль художника и виды профессиональной деятельности художника в современном театре.

Сценография и создание сценического образа. Сотворчество художника-постановщика с драматургом, режиссёром и актёрами.

Роль освещения в визуальном облике театрального действия. Бутафорские, пошивочные, декорационные и иные цеха в театре.

Сценический костюм, грим и маска. Стилистическое единство в решении образа спектакля. Выражение в костюме характера персонажа.

Творчество художников-постановщиков в истории отечественного искусства (К. Коровин, И. Билибин, А. Головин и других художников-постановщиков). Школьный спектакль и работа художника по его подготовке.

Художник в театре кукол и его ведущая роль как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа.

Условность и метафора в театральной постановке как образная и авторская интерпретация реальности.

Художественная фотография.

Рождение фотографии как технологическая революция запечатления реальности. Искусство и технология. История фотографии: от дагеротипа до компьютерных технологий.

Современные возможности художественной обработки цифровой фотографии.

Картина мира и «Родиноведение» в фотографиях С.М. Прокудина-Горского. Сохранённая история и роль его фотографий в современной отечественной культуре.

Фотография – искусство светописи. Роль света в выявлении формы и фактуры предмета. Примеры художественной фотографии в творчестве профессиональных мастеров.

Композиция кадра, ракурс, плановость, графический ритм.

Умения наблюдать и выявлять выразительность и красоту окружающей жизни с помощью фотографии.

Фотопейзаж в творчестве профессиональных фотографов.

Образные возможности чёрно-белой и цветной фотографии.

Роль тональных контрастов и роль цвета в эмоционально-образном восприятии пейзажа.

Роль освещения в портретном образе. Фотография постановочная и документальная.

Фотопортрет в истории профессиональной фотографии и его связь с направлениями в изобразительном искусстве.

Портрет в фотографии, его общее и особенное по сравнению с живописным и графическим портретом. Опыт выполнения портретных фотографий.

Фоторепортаж. Образ события в кадре. Репортажный снимок – свидетельство истории и его значение в сохранении памяти о событии.

Фоторепортаж – дневник истории. Значение работы военных фотографов. Спортивные фотографии. Образ современности в репортажных фотографиях.

«Работать для жизни…» – фотографии Александра Родченко, их значение и влияние на стиль эпохи.

Возможности компьютерной обработки фотографий, задачи преобразования фотографий и границы достоверности.

Коллаж как жанр художественного творчества с помощью различных компьютерных программ.

Художественная фотография как авторское видение мира, как образ времени и влияние фотообраза на жизнь людей.

Изображение и искусство кино.

Ожившее изображение. История кино и его эволюция как искусства.

Синтетическая природа пространственно-временного искусства кино и состав творческого коллектива. Сценарист – режиссёр – художник – оператор в работе над фильмом. Сложносоставной язык кино.

Монтаж композиционно построенных кадров – основа языка киноискусства.

Художник-постановщик и его команда художников в работе по созданию фильма. Эскизы мест действия, образы и костюмы персонажей, раскадровка, чертежи и воплощение в материале. Пространство и предметы, историческая конкретность и художественный образ – видеоряд художественного игрового фильма.

Создание видеоролика – от замысла до съёмки. Разные жанры – разные задачи в работе над видеороликом. Этапы создания видеоролика.

Искусство анимации и художник-мультипликатор. Рисованные, кукольные мультфильмы и цифровая анимация. Уолт Дисней и его студия. Особое лицо отечественной мультипликации, её знаменитые создатели.

Использование электронно-цифровых технологий в современном игровом кинематографе.

Компьютерная анимация на занятиях в школе. Техническое оборудование и его возможности для создания анимации. Коллективный характер деятельности по созданию анимационного фильма. Выбор технологии: пластилиновые мультфильмы, бумажная перекладка, сыпучая анимация.

Этапы создания анимационного фильма. Требования и критерии художественности.

Изобразительное искусство на телевидении.

Телевидение – экранное искусство: средство массовой информации, художественного и научного просвещения, развлечения и организации досуга.

Искусство и технология. Создатель телевидения – русский инженер Владимир Козьмич Зворыкин.

Роль телевидения в превращении мира в единое информационное пространство. Картина мира, создаваемая телевидением. Прямой эфир и его значение.

Деятельность художника на телевидении: художники по свету, костюму, гриму, сценографический дизайн и компьютерная графика.

Школьное телевидение и студия мультимедиа. Построение видеоряда и художественного оформления.

Художнические роли каждого человека в реальной бытийной жизни.

Роль искусства в жизни общества и его влияние на жизнь каждого человека.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по изобразительному искусству достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.

В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности.

Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС ООО: формирование у обучающихся основ российской идентичности, ценностные установки и социально значимые качества личности, духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение обучающихся к культуре, мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности.

​1) Патриотическое воспитание.

Осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм в процессе собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа.

2) Гражданское воспитание.

Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания обучающегося. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках изобразительного искусства происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.

3) Духовно-нравственное воспитание.

В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть учебного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей – формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.

4) Эстетическое воспитание.

Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.

5) Ценности познавательной деятельности.

В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности – умений активно, то есть в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности.

6) Экологическое воспитание.

Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, формирование нравственно-эстетического отношения к природе воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.

7) Трудовое воспитание.

Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде – обязательные требования к определённым заданиям программы.

8) Воспитывающая предметно-эстетическая среда.

В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды общеобразовательной организации. При этом обучающиеся должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с задачами общеобразовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды общеобразовательной организации, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни обучающихся.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение универсальными познавательными действиями

У обучающегося будут сформированы следующие пространственные представления и сенсорные способности как часть универсальных познавательных учебных действий:

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть универсальных познавательных учебных действий:

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть универсальных познавательных учебных действий:

Овладение универсальными коммуникативными действиями

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

Овладение универсальными регулятивными действиями

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как часть универсальных регулятивных учебных действий:

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как часть универсальных регулятивных учебных действий:

У обучающегося будут сформированы следующие умения эмоционального интеллекта как часть универсальных регулятивных учебных действий:

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 5 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству:

Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»:

К концу обучения в 6 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству:

Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»:

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:

Жанры изобразительного искусства:

Натюрморт:

Портрет:

Пейзаж:

Бытовой жанр:

Библейские темы в изобразительном искусстве:

К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству:

Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»

Графический дизайн:

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:

По результатам реализации вариативного модуля обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству.

Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография» (вариативный)

Художник и искусство театра:

Художественная фотография:

Изображение и искусство кино:

Изобразительное искусство на телевидении:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 5 КЛАСС. МОДУЛЬ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»

 

№ п/п

 

Наименование разделов и тем программы

 

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

1

Введение

 1

 

 

 

2

Древние корни народного искусства

 9

 

 

 

3

Связь времен в народном искусстве

 9

 

 

 

4

Декор - человек, общество, время

 9

 

 

 

5

Декоративное искусство в современном мире

 6

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 0

 0

 

 

 

 

 

 

6 КЛАСС. МОДУЛЬ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»

№ п/п

 

Наименование разделов и тем программы

 

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

 7

 

 

 

2

Мир наших вещей. Натюрморт

 6

 

 

 

3

Вглядываясь в человека. Портрет

 10

 

 

 

4

Пространство и время в изобразительном искусстве. Пейзаж и тематическая картина

 11

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 0

 0

 

 

 

 

 

 

 

7 КЛАСС. МОДУЛЬ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»

№ п/п

 

Наименование разделов и тем программы

 

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

1

Архитектура и дизайн – конструктивные виды искусства

 1

 

 

 

2

Графический дизайн

 8

 

 

 

3

Макетирование объемно-пространственных композиций

 7

 

 

 

4

Дизайн и архитектура как среда жизни человека

 10

 

 

 

5

Образ человека и индивидуальное проектирование

 8

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 0

 0

 

 

 

 

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 «А» КЛАСС

№ п/п

 

Тема урока

 

Количество часов

Дата изучения

 

Электронные цифровые образовательные ресурсы

 

Примечание

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

1

Декоративно-прикладное искусство и человек: обсуждаем многообразие прикладного искусства

 1

 

 

6.09.2023

 

 

 

2

Древние образы в народном искусстве: выполняем рисунок или лепим узоры

 1

 

 

13.09.2023

 

 

 

3

Убранство русской избы: выполняем фрагмент украшения избы

 1

 

 

20.09.2023

 

 

 

4

Внутренний мир русской избы: изображение крестьянского интерьера

 1

 

 

27.09.2023

 

 

 

5

Конструкция и декор предметов народного быта: выполняем эскиз формы прялки или посуды

 1

 

 

4.10.2023

 

 

 

6

Конструкция и декор предметов народного быта (продолжение): выполняем роспись эскиза прялки или посуды

 1

 

 

11.10.2023

 

 

 

7

Русская народная вышивка: выполняем эскиз орнамента вышивки полотенца

 1

 

 

18.10.2023

 

 

 

8

Народный праздничный костюм: выполняем эскиз народного праздничного костюма северных или южных районов России

 1

 

 

25.10.2023

 

 

 

9

Народный праздничный костюм (продолжение): выполняем орнаментализацию народного праздничного костюма

 1

 

 

8.11.2023

 

 

 

10

Народные праздничные обряды: проводим конкурсы, ролевые и интерактивные игры или квесты

 1

 

 

15.11.2023

 

 

 

11

Древние образы в современных народных игрушках: создаем пластическую форму игрушки

 1

 

 

22.11.2023

 

 

 

12

Древние образы в современных народных игрушках (продолжение): выполняем роспись игрушки

 1

 

 

29.11.2023

 

 

 

13

Искусство Гжели: осваиваем приемы росписи

 1

 

 

6.12.2023

 

 

 

14

Городецкая роспись: выполняем творческие работы

 1

 

 

13.12.2023

 

 

 

15

Золотая Хохлома: выполняем роспись

 1

 

 

20.12.2023

 

 

 

16

Искусство Жостова: выполняем аппликацию фрагмента росписи

 1

 

 

27.12.2023

 

 

 

17

Искусство лаковой живописи (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй): выполняем творческие работы по мотивам произведений лаковой живописи

 1

 

 

10.01.2024

 

 

 

18

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте: выполняем творческую работу по мотивам мезенской росписи

 1

 

 

17.01.2024

 

 

 

19

Роль народных художественных промыслов в современной жизни: конкурс поисковых групп и экспертов

 1

 

 

24.01.2024

 

 

 

20

Зачем людям украшения: социальная роль декоративного искусства

 1

 

 

7.02.2024

 

 

 

21

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет: выполняем эскизы на темы «Алебастровая ваза», «Ювелирные украшения», «Маска фараона»

 1

 

 

14.02.2024

 

 

 

22

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет (продолжение). Завершение работы по темам «Алебастровая ваза», «Ювелирные украшения», «Маска фараона»

 1

 

 

21.02.2024

 

 

 

23

Одежда говорит о человеке: выполняем коллективную работу «Бал во дворце» (интерьер)

 1

 

 

28.02.2024

 

 

 

24

Одежда говорит о человеке (продолжение 1): изображение фигур людей в костюмах для коллективной работы «Бал во дворце»

 1

 

 

6.03.2024

 

 

 

25

Одежда говорит о человеке (продолжение 2): завершаем коллективную работу «Бал во дворце»

 1

 

 

13.03.2024

 

 

 

26

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы: создаем композицию эскиза герба

 1

 

 

20.03.2024

 

 

 

27

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы (продолжение): создаем эскиз герба в цвете

 1

 

 

3.04.2024

 

 

 

28

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества: определяем роль декоративно-прикладного искусства в жизни современного человека и обобщаем материалы по теме

 1

 

 

10.04.2024

 

 

 

29

Современное выставочное пространство: выполняем проект эскиза панно для школьного пространства

 1

 

 

17.04.2024

 

 

 

30

Лоскутная аппликация, или коллаж: выполняем практическую работу по созданию лоскутной аппликации

 1

 

 

24.04.2024

 

 

 

31

Витраж в оформлении интерьера школы: выполняем коллективную практическую работу

 1

 

 

8.05.2024

 

 

 

32

Нарядные декоративные вазы: выполняем практическую работу по изготовлению декоративной вазы

 1

 

 

15.05.2024

 

 

 

33

Декоративные игрушки из мочала: выполняем коллективную работу в материале

 1

 

 

22.05.2024

 

 

 

34

Декоративные куклы: выполняем практическую работу по изготовлению куклы

 1

 

 

29.05.2024

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 0

 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 «Б», «Г» КЛАССЫ

№ п/п

 

Тема урока

 

Количество часов

Дата изучения

 

Электронные цифровые образовательные ресурсы

 

Примечание

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

1

Декоративно-прикладное искусство и человек: обсуждаем многообразие прикладного искусства

 1

 

 

7.09.2023

 

 

 

2

Древние образы в народном искусстве: выполняем рисунок или лепим узоры

 1

 

 

14.09.2023

 

 

 

3

Убранство русской избы: выполняем фрагмент украшения избы

 1

 

 

21.09.2023

 

 

 

4

Внутренний мир русской избы: изображение крестьянского интерьера

 1

 

 

28.09.2023

 

 

 

5

Конструкция и декор предметов народного быта: выполняем эскиз формы прялки или посуды

 1

 

 

5.10.2023

 

 

 

6

Конструкция и декор предметов народного быта (продолжение): выполняем роспись эскиза прялки или посуды

 1

 

 

12.10.2023

 

 

 

7

Русская народная вышивка: выполняем эскиз орнамента вышивки полотенца

 1

 

 

19.10.2023

 

 

 

8

Народный праздничный костюм: выполняем эскиз народного праздничного костюма северных или южных районов России

 1

 

 

26.10.2023

 

 

 

9

Народный праздничный костюм (продолжение): выполняем орнаментализацию народного праздничного костюма

 1

 

 

9.11.2023

 

 

 

10

Народные праздничные обряды: проводим конкурсы, ролевые и интерактивные игры или квесты

 1

 

 

16.11.2023

 

 

 

11

Древние образы в современных народных игрушках: создаем пластическую форму игрушки

 1

 

 

23.11.2023

 

 

 

12

Древние образы в современных народных игрушках (продолжение): выполняем роспись игрушки

 1

 

 

30.11.2023

 

 

 

13

Искусство Гжели: осваиваем приемы росписи

 1

 

 

7.12.2023

 

 

 

14

Городецкая роспись: выполняем творческие работы

 1

 

 

14.12.2023

 

 

 

15

Золотая Хохлома: выполняем роспись

 1

 

 

21.12.2023

 

 

 

16

Искусство Жостова: выполняем аппликацию фрагмента росписи

 1

 

 

28.12.2023

 

 

 

17

Искусство лаковой живописи (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй): выполняем творческие работы по мотивам произведений лаковой живописи

 1

 

 

11.01.2024

 

 

 

18

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте: выполняем творческую работу по мотивам мезенской росписи

 1

 

 

18.01.2024

 

 

19

Роль народных художественных промыслов в современной жизни: конкурс поисковых групп и экспертов

 1

 

 

25.01.2024

 

 

 

20

Зачем людям украшения: социальная роль декоративного искусства

 1

 

 

1.02.2024

 

 

 

21

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет: выполняем эскизы на темы «Алебастровая ваза», «Ювелирные украшения», «Маска фараона»

 1

 

 

8.02.2024

 

 

 

22

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет (продолжение). Завершение работы по темам «Алебастровая ваза», «Ювелирные украшения», «Маска фараона»

 1

 

 

15.02.2024

 

 

 

23

Одежда говорит о человеке: выполняем коллективную работу «Бал во дворце» (интерьер)

 1

 

 

22.02.2024

 

 

 

24

Одежда говорит о человеке (продолжение 1): изображение фигур людей в костюмах для коллективной работы «Бал во дворце»

 1

 

 

29.02.2024

 

 

 

25

Одежда говорит о человеке (продолжение 2): завершаем коллективную работу «Бал во дворце»

 1

 

 

7.03.2024

 

 

 

26

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы: создаем композицию эскиза герба

 1

 

 

14.03.2024

 

 

 

27

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы (продолжение): создаем эскиз герба в цвете

 1

 

 

21.03.2024

 

 

 

28

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества: определяем роль декоративно-прикладного искусства в жизни современного человека и обобщаем материалы по теме

 1

 

 

4.04.2024

 

 

 

29

Современное выставочное пространство: выполняем проект эскиза панно для школьного пространства

 1

 

 

11.04.2024

 

 

 

30

Лоскутная аппликация, или коллаж: выполняем практическую работу по созданию лоскутной аппликации

 1

 

 

18.04.2024

 

 

 

31

Витраж в оформлении интерьера школы: выполняем коллективную практическую работу

 1

 

 

25.04.2024

 

 

 

32

Нарядные декоративные вазы: выполняем практическую работу по изготовлению декоративной вазы

 1

 

 

2.05.2024

 

 

 

33

Декоративные игрушки из мочала: выполняем коллективную работу в материале

 1

 

 

16.05.2024

 

 

 

34

Декоративные куклы: выполняем практическую работу по изготовлению куклы

 1

 

 

23.05.2024

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 0

 0

 

 

 

 

 

 

 

5 «В» КЛАСС

№ п/п

 

Тема урока

 

Количество часов

Дата изучения

 

Электронные цифровые образовательные ресурсы

 

Примечание

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

1

Декоративно-прикладное искусство и человек: обсуждаем многообразие прикладного искусства

 1

 

 

4.09.2023

 

 

2

Древние образы в народном искусстве: выполняем рисунок или лепим узоры

 1

 

 

11.09.2023

 

 

3

Убранство русской избы: выполняем фрагмент украшения избы

 1

 

 

18.09.2023

 

 

4

Внутренний мир русской избы: изображение крестьянского интерьера

 1

 

 

25.09.2023

 

 

5

Конструкция и декор предметов народного быта: выполняем эскиз формы прялки или посуды

 1

 

 

2.10.2023

 

 

6

Конструкция и декор предметов народного быта (продолжение): выполняем роспись эскиза прялки или посуды

 1

 

 

9.10.2023

 

 

7

Русская народная вышивка: выполняем эскиз орнамента вышивки полотенца

 1

 

 

16.10.2023

 

 

8

Народный праздничный костюм: выполняем эскиз народного праздничного костюма северных или южных районов России

 1

 

 

23.10.2023

 

 

9

Народный праздничный костюм (продолжение): выполняем орнаментализацию народного праздничного костюма

 1

 

 

13.11.2023

 

 

10

Народные праздничные обряды: проводим конкурсы, ролевые и интерактивные игры или квесты

 1

 

 

20.11.2023

 

 

11

Древние образы в современных народных игрушках: создаем пластическую форму игрушки

 1

 

 

27.11.2023

 

 

12

Древние образы в современных народных игрушках (продолжение): выполняем роспись игрушки

 1

 

 

4.12.2023

 

 

13

Искусство Гжели: осваиваем приемы росписи

 1

 

 

11.12.2023

 

 

14

Городецкая роспись: выполняем творческие работы

 1

 

 

18.12.2023

 

 

15

Золотая Хохлома: выполняем роспись

 1

 

 

25.12.2023

 

 

16

Искусство Жостова: выполняем аппликацию фрагмента росписи

 1

 

 

15.01.2024

 

 

17

Искусство лаковой живописи (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй): выполняем творческие работы по мотивам произведений лаковой живописи

 1

 

 

22.01.2024

 

 

18

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте: выполняем творческую работу по мотивам мезенской росписи

 1

 

 

29.01.2024

 

 

19

Роль народных художественных промыслов в современной жизни: конкурс поисковых групп и экспертов

 1

 

 

5.02.2024

 

 

20

Зачем людям украшения: социальная роль декоративного искусства

 1

 

 

12.02.2024

 

 

21

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет: выполняем эскизы на темы «Алебастровая ваза», «Ювелирные украшения», «Маска фараона»

 1

 

 

19.02.2024

 

 

22

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет (продолжение). Завершение работы по темам «Алебастровая ваза», «Ювелирные украшения», «Маска фараона»

 1

 

 

26.02.2024

 

 

23

Одежда говорит о человеке: выполняем коллективную работу «Бал во дворце» (интерьер)

 1

 

 

4.03.2024

 

 

24

Одежда говорит о человеке (продолжение 1): изображение фигур людей в костюмах для коллективной работы «Бал во дворце»

 1

 

 

11.03.2024

 

 

25

Одежда говорит о человеке (продолжение 2): завершаем коллективную работу «Бал во дворце»

 1

 

 

18.03.2024

 

 

26

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы: создаем композицию эскиза герба

 1

 

 

1.04.2024

 

 

27

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы (продолжение): создаем эскиз герба в цвете

 1

 

 

8.04.2024

 

 

28

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества: определяем роль декоративно-прикладного искусства в жизни современного человека и обобщаем материалы по теме

 1

 

 

15.04.2024

 

 

29

Современное выставочное пространство: выполняем проект эскиза панно для школьного пространства

 1

 

 

22.04.2024

 

 

30

Лоскутная аппликация, или коллаж: выполняем практическую работу по созданию лоскутной аппликации

 1

 

 

27.04.2024

 

 

31

Витраж в оформлении интерьера школы: выполняем коллективную практическую работу

 1

 

 

6.05.2024

 

 

32

Нарядные декоративные вазы: выполняем практическую работу по изготовлению декоративной вазы

 1

 

 

13.05.2024

 

 

33

Декоративные игрушки из мочала: выполняем коллективную работу в материале

 1

 

 

20.05.2024

 

 

34

Декоративные куклы: выполняем практическую работу по изготовлению куклы

 1

 

 

27.05.2024

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 0

 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 «А», «Б» КЛАССЫ

№ п/п

 

Тема урока

 

Количество часов

Дата изучения

 

Электронные цифровые образовательные ресурсы

 

Примечание

 

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

1

Пространственные искусства. Художественные материалы: выполняем пробы различных живописных и графических материалов и инструментов

 1

 

 

5.09.2023

 

 

 

2

Рисунок — основа изобразительного творчества: зарисовки с натуры осенних трав, ягод, листьев; зарисовки письменных принадлежностей. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий: изображаем в графике разное настроение, или травы на ветру

 1

 

 

12.09.2023

 

 

 

3

Пятно как средство выражения. Ритм пятен: рисуем природу

 1

 

 

19.09.2023

 

 

 

4

Цвет. Основы цветоведения: рисуем волшебный мир цветной страны

 1

 

 

26.09.2023

 

 

 

5

Цвет в произведениях живописи: создаем по воображению букет золотой осени на цветном фоне, передающего радостное настроение

 1

 

 

3.10.2023

 

 

 

6

Объемные изображения в скульптуре: создаем образ животного

 1

 

 

10.10.2023

 

 

 

7

Основы языка изображения: определяем роль изобразительного искусства в своей жизни и обобщаем материал, изученный ранее

 1

 

 

17.10.2023

 

 

 

8

Изображение предметного мира: создаем натюрморт в технике аппликация

 1

 

 

24.10.2023

 

 

 

9

Многообразие форм окружающего мира: рисуем сосуды, животных, человека из разных геометрических фигур

 1

 

 

7.11.2023

 

 

 

10

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива: рисуем конус, призму, цилиндр, пирамиду

 1

 

 

14.11.2023

 

 

 

11

Свет и тень: рисуем распределение света и тени на геометрических формах; драматический натюрморт

 1

 

 

21.11.2023

 

 

 

12

Натюрморт в графике: выполняем натюрморт в технике «эстампа», углем или тушью

 1

 

 

28.11.2023

 

 

 

13

Цвет в натюрморте: выполняем натюрморт в технике монотипии

 1

 

 

5.12.2023

 

 

 

14

Образ человека – главная тема в искусстве: собираем информацию о портрете в русском искусстве

 1

 

 

12.12.2023

 

 

 

15

Основные пропорции головы человека: создаем портрет в технике аппликации

 1

 

 

19.12.2023

 

 

 

16

Изображение головы человека в пространстве: выполняем фотографии головы человека в разных ракурсах

 1

 

 

26.12.2023

 

 

 

17

Портрет в скульптуре: выполняем портрет литературного героя из пластилина

 1

 

 

9.01.2024

 

 

 

18

Графический портретный рисунок: выполняем портретные зарисовки и автопортрет

 1

 

 

16.01.2024

 

 

 

19

Сатирические образы человека: создаем дружеский шарж или сатирический рисунок литературного героя

 1

 

 

23.01.2024

 

 

 

20

Образные возможности освещения в портрете: создаем в три цвета портреты человека - по свету и против света

 1

 

 

30.01.2024

 

 

 

21

Роль цвета в портрете: создаем портрет в цвете

 1

 

 

6.02.2024

 

 

 

22

Великие портретисты прошлого: выполняем исследовательский проект

 1

 

 

13.02.2024

 

 

 

23

Портрет в изобразительном искусстве ХХ века: выполняем исследовательский проект

 1

 

 

20.02.2024

 

 

 

24

Жанры в изобразительном искусстве: выполняем исследовательский проект «Мой любимый художник»

 1

 

 

27.02.2024

 

 

 

25

Изображение пространства: проводим исследование на тему «Правила перспективы «Сетка Альберти»

 1

 

 

5.03.2024

 

 

 

26

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива: создаем пейзаж

 1

 

 

12.03.2024

 

 

 

27

Пейзаж – большой мир: создаем контрастные романтические пейзажи «Дорога в большой мир» и «Путь реки»

 1

 

 

19.03.2024

 

 

 

28

Пейзаж настроения: рисуем пейзаж с передачей утреннего или вечернего состояния природы

 1

 

 

2.04.2024

 

 

 

29

Пейзаж в русской живописи: рисуем пейзаж-настроение по произведениям русских поэтов о красоте природы

 1

 

 

9.04.2024

 

 

 

30

Пейзаж в графике: выполняем композицию на тему: «Весенний пейзаж» в технике граттажа или монотипии

 1

 

 

16.04.2024

 

 

 

31

Городской пейзаж: выполняем аппликации с графическими дорисовками «Наш город», «Улица моего детства»

 1

 

 

23.04.2024

 

 

 

32

Поэзия повседневности: создаем графическую композицию «Повседневный быт людей» по мотивам персидской миниатюры или египетского фриза

 1

 

 

7.05.2024

 

 

 

33

Историческая картина: создаем композицию исторического жанра (сюжеты из истории России)

 1

 

 

14.05.2024

 

 

 

34

Библейские темы в изобразительном искусстве: собираем материал для композиции на тему: «Библейский сюжет»

 1

 

 

21.05.2024

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 0

 0

 

 

 

6 «Б» КЛАСС

№ п/п

 

Тема урока

 

Количество часов

Дата изучения

 

Электронные цифровые образовательные ресурсы

 

Примечание

 

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

1

Пространственные искусства. Художественные материалы: выполняем пробы различных живописных и графических материалов и инструментов

 1

 

 

6.09.2023

 

 

2

Рисунок — основа изобразительного творчества: зарисовки с натуры осенних трав, ягод, листьев; зарисовки письменных принадлежностей. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий: изображаем в графике разное настроение, или травы на ветру

 1

 

 

13.09.2023

 

 

3

Пятно как средство выражения. Ритм пятен: рисуем природу

 1

 

 

20.09.2023

 

 

4

Цвет. Основы цветоведения: рисуем волшебный мир цветной страны

 1

 

 

27.09.2023

 

 

5

Цвет в произведениях живописи: создаем по воображению букет золотой осени на цветном фоне, передающего радостное настроение

 1

 

 

4.10.2023

 

 

6

Объемные изображения в скульптуре: создаем образ животного

 1

 

 

11.10.2023

 

 

7

Основы языка изображения: определяем роль изобразительного искусства в своей жизни и обобщаем материал, изученный ранее

 1

 

 

18.10.2023

 

 

8

Изображение предметного мира: создаем натюрморт в технике аппликация

 1

 

 

25.10.2023

 

 

9

Многообразие форм окружающего мира: рисуем сосуды, животных, человека из разных геометрических фигур

 1

 

 

8.11.2023

 

 

10

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива: рисуем конус, призму, цилиндр, пирамиду

 1

 

 

15.11.2023

 

 

11

Свет и тень: рисуем распределение света и тени на геометрических формах; драматический натюрморт

 1

 

 

22.11.2023

 

 

12

Натюрморт в графике: выполняем натюрморт в технике «эстампа», углем или тушью

 1

 

 

29.11.2023

 

 

13

Цвет в натюрморте: выполняем натюрморт в технике монотипии

 1

 

 

6.12.2023

 

 

14

Образ человека – главная тема в искусстве: собираем информацию о портрете в русском искусстве

 1

 

 

13.12.2023

 

 

15

Основные пропорции головы человека: создаем портрет в технике аппликации

 1

 

 

20.12.2023

 

 

16

Изображение головы человека в пространстве: выполняем фотографии головы человека в разных ракурсах

 1

 

 

27.12.2023

 

 

17

Портрет в скульптуре: выполняем портрет литературного героя из пластилина

 1

 

 

10.01.2024

 

 

18

Графический портретный рисунок: выполняем портретные зарисовки и автопортрет

 1

 

 

17.01.2024

 

 

19

Сатирические образы человека: создаем дружеский шарж или сатирический рисунок литературного героя

 1

 

 

24.01.2024

 

 

20

Образные возможности освещения в портрете: создаем в три цвета портреты человека - по свету и против света

 1

 

 

7.02.2024

 

 

21

Роль цвета в портрете: создаем портрет в цвете

 1

 

 

14.02.2024

 

 

22

Великие портретисты прошлого: выполняем исследовательский проект

 1

 

 

21.02.2024

 

 

23

Портрет в изобразительном искусстве ХХ века: выполняем исследовательский проект

 1

 

 

28.02.2024

 

 

24

Жанры в изобразительном искусстве: выполняем исследовательский проект «Мой любимый художник»

 1

 

 

6.03.2024

 

 

25

Изображение пространства: проводим исследование на тему «Правила перспективы «Сетка Альберти»

 1

 

 

13.03.2024

 

 

26

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива: создаем пейзаж

 1

 

 

20.03.2024

 

 

27

Пейзаж – большой мир: создаем контрастные романтические пейзажи «Дорога в большой мир» и «Путь реки»

 1

 

 

3.04.2024

 

 

28

Пейзаж настроения: рисуем пейзаж с передачей утреннего или вечернего состояния природы

 1

 

 

10.04.2024

 

 

29

Пейзаж в русской живописи: рисуем пейзаж-настроение по произведениям русских поэтов о красоте природы

 1

 

 

17.04.2024

 

 

30

Пейзаж в графике: выполняем композицию на тему: «Весенний пейзаж» в технике граттажа или монотипии

 1

 

 

24.04.2024

 

 

31

Городской пейзаж: выполняем аппликации с графическими дорисовками «Наш город», «Улица моего детства»

 1

 

 

8.05.2024

 

 

32

Поэзия повседневности: создаем графическую композицию «Повседневный быт людей» по мотивам персидской миниатюры или египетского фриза

 1

 

 

15.05.2024

 

 

33

Историческая картина: создаем композицию исторического жанра (сюжеты из истории России)

 1

 

 

22.05.2024

 

 

34

Библейские темы в изобразительном искусстве: собираем материал для композиции на тему: «Библейский сюжет»

 1

 

 

29.05.2024

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 0

 0

 

 

 

 

 

 

 

7 «А», «Б» КЛАССЫ

№ п/п

 

Тема урока

 

Количество часов

Дата изучения

 

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Примечание

Всего

 

Контрольные работы