ЭП

Документ подписан электронной подписью
29.09.2023 17:05, Бабкина Любовь Фёдоровна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

 

 

 

ПРИНЯТО

 

Педагогическим советом школы

 

 

Протокол

от 07 июля 2023 года № 12

УТВЕРЖДЕНО

 

Приказом по школе

от 17 июля 2023 года № 438

 

Директор школы

_______________   Л. Ф Бабкина

 

       

 

Регистрационный номер № 2-14

 

Положение

об организации внеурочной деятельности обучающихся

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 1

 

  1. Общие положения
    1. Настоящее Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 1 (далее – Положение) разработано в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами:
  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 № 115;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286 (далее- ФГОС НОО третьего поколения);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 (далее- ФГОС ООО третьего поколения);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 (далее-ФГОС ООО второго поколения);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 (далее- ФГОС СОО второго поколения);
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413» от 12 августа 2022 года № 732;
  • Федеральной образовательной программой начального общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения России от 18 мая 2023 года № 372 (далее- ФООП НОО);
  • Федеральной образовательной программой основного общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения России от 18 мая 2023 года № 370 (далее- ФООП ООО);
  • Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения России от 18 мая 2023 года № 371 (далее- ФООП СОО);
  •  «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СП 2.4.3648-20), утв. постановлением Главного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28;
  • Рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации (письмо от 5 июля 2022 года № ТВ-1290/03);
  • Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 1.

Настоящее положение регламентирует условия реализации внеурочной деятельности, порядок формирования плана и рабочих программ курсов внеурочной деятельности, организации краткосрочных мероприятий, а также устанавливает порядок участия в промежуточной аттестации обучающихся начального, основного и среднего общего образования в рамках внеурочной деятельности.

 

  1. Условия реализации внеурочной деятельности

2.1. При выборе направлений и отборе содержания обучения школа учитывает:

  • свои особенности – условия функционирования, тип, особенности контингента, кадровый состав;
  • результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности;
  • возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательную связь с урочной деятельностью;
  • особенности информационно-образовательной среды школы, национальные и культурные особенности региона, муниципалитета.

2.2. Внеурочная деятельность организуется по направлениям:

2.2.1. На уровне начального общего образования:

  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • проектно-исследовательская деятельность;
  • коммуникативная деятельность;
  • художественно-эстетическая творческая деятельность;
  • информационная культура;
  • интеллектуальные марафоны;
  • «Учение с увлечением!».

2.2.2. На уровне основного общего образования:

  • внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
  • внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности);
  • внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтерство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении;
  • внеурочная деятельность, направленная на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
  • внеурочная деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и др.;
  • внеурочная деятельность, направленная на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и др.);
  • внеурочная деятельность, направленная на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
  • внеурочная деятельность, направленная на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся).

2.2.3. На уровне среднего общего образования: по решению педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся план внеурочной деятельности модифицируется в соответствии с универсальным профилем.

2.3. В организации внеурочной деятельности задействованы все педагогические работники школы. Координирующую роль осуществляет директор школы и его заместители.

2.4. Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от урочных, в виде разовых и краткосрочных мероприятий, постоянных мероприятий и курсов. При реализации внеурочной деятельности могут использоваться аудиторные и внеаудиторные формы образовательно-воспитательной деятельности. Формы внеурочной деятельности представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики.

2.5. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул на уровне основного общего и среднего общего образования. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в формах занятий в лагере с дневным пребыванием на базе школы, в туристических походах, экспедициях, поездках и др.

 

3. Порядок разработки и утверждения плана внеурочной деятельности

3.1. План внеурочной деятельности является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. План определяет состав и структуру направлений, формы организации и объем внеурочной деятельности.

3.2. На внеурочную деятельность в плане отводится:

  • от 600 часов до 1320 часов для обучающихся на уровне начального общего образования за четыре года обучения;
  • от 800 часов до 1750 часов для обучающихся на уровне основного общего образования за пять лет обучения;
  • от 300 часов до 700 часов для обучающихся на уровне среднего общего образования за два года обучения.

3.3. Предельно допустимый объем недельной нагрузки в плане внеурочной деятельности не превышает 10 часов.

3.4. Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном».

3.5. Расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности могут отличаться:

3.5.1. На уровне ООО:

  • на внеурочную деятельность по учебным предметам (включая занятия физической культурой и углубленное изучение предметов) еженедельно – от 2 до 4 часов;
  • внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности – от 1 до 2 часов;
  • внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся еженедельно – от 1 до 2 часов;
  • деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 4 часов, при этом при подготовке и проведении коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных мероприятий за 1–2 недели может быть использовано до 20 часов;
  • организационное обеспечение учебной деятельности, осуществление педагогической поддержки, социализации обучающихся и обеспечение их благополучия еженедельно – от 2 до 3 часов.

3.5.2. На уровне СОО:

  • на курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно до 4 часов;
  • организационное обеспечение учебной деятельности, на обеспечение благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа.

3.6. План внеурочной деятельности включает состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. План составляется в форме таблицы.

3.7. План внеурочной деятельности на уровне СОО должен включает две части:

  • план организации деятельности ученических сообществ (групп старшеклассников), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений, организаций, в том числе и в рамках «Российского движения школьников»;
  • план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы среднего общего образования).

3.8. План внеурочной деятельности на уровне СОО модифицируется в соответствии с универсальным профилем обучения. При этом план содержит инвариантный и вариативный компоненты.

3.8.1. Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности предполагает:

  • организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч (организованного тематического и свободного общения старшеклассников), участие обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах образовательной организации;
  • проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации учебного процесса, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организационного обеспечения обучения и обеспечения благополучия обучающихся в жизни образовательной организации.

3.8.2. Вариативный компонент прописывается по профилю в соответствии с Федеральной образовательной программой среднего общего образования.

3.9. План составляется для каждого уровня общего образования на нормативный срок освоения основной образовательной программы. При формировании плана обязательно учитываются:

  • возможности школы и запланированные результаты основной образовательной программы;
  • индивидуальные особенности, образовательные потребности и интересы обучающихся, запросы родителей (законных представителей);
  • предложения педагогических работников и содержание планов классных руководителей, перечень образовательных событий, рекомендованных Минпросвещения.

3.10. Проект плана подлежит согласованию с педагогическим советом школы и утверждению в составе основных образовательных программ общего образования.

3.11. По решению педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей в образовательной организации реализуется модель плана внеурочной деятельности с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности.

3.12. Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года неравномерное распределение нагрузки. При подготовке коллективных дел (в рамках инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за одну–две недели используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между образовательными событиями).

3.13. В зависимости от задач на каждом этапе реализации основной образовательной программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. Большее количество часов может быть выделено:

  • для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации в 1-х, 5-х, 10-х классах;
  • для организации предпрофильной подготовки в 8-х классах.

3.14. Выделение часов на внеурочную деятельность может различаться в связи с необходимостью преодоления противоречий и разрешения проблем, возникающих в том или ином ученическом коллективе.

3.15. Изменения в план вносятся с целью корректировки запланированных объемов нагрузки и приведения его в соответствие с действующим законодательством.

3.16. План подлежит ежегодному обновлению в целях учета интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей). Для этого во втором полугодии текущего года изучаются запросы участников образовательных отношений. Педагогические работники анализируют потребности обучающихся с помощью диагностики познавательной активности, классные руководители проводят родительские собрания. Для обучающихся 1-х классов выбор рабочих программ курсов внеурочной деятельности предлагается родителям (законным представителям) будущих первоклассников на установочном родительском собрании.

3.17. Изменения в план вносятся в порядке, указанном в пункте 3.10 настоящего Положения.

 

4. Порядок формирования и утверждения рабочих программ курсов внеурочной деятельности

4.1. Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности.

4.2. Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным элементом основной образовательной программы, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы.

4.3. Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются учителями самостоятельно на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС) с учетом соответствующих федеральных основных образовательных программ.

4.4. Структура рабочей программы внеурочной деятельности регулируется Положением о рабочих программах муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 1.

4.5.  Рабочая программа курса может быть разработана на основе примерных и авторских программ либо полностью самостоятельно составляется педагогическим работником.

4.6.    Рабочие программы внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются и реализуются в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.

4.7. Выполнение программы курса обеспечивает педагогический работник, осуществляющий реализацию этой программы. Контроль выполнения программы курса осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

 

5. Порядок организации разовых и краткосрочных мероприятий внеурочной деятельности

5.1. Разовые и краткосрочные мероприятия организуют и реализуют педагогические работники, назначенные приказом директора школы.

5.2. Срок реализации и объем мероприятия прописывается ответственным педагогическим работником в плане (сценарии) мероприятия в соответствии с содержанием плана внеурочной деятельности.

5.3. Педагогический работник составляет план (сценарий) мероприятия внеурочной деятельности в свободной форме. Содержание мероприятия внеурочной деятельности педагогический работник прописывает в соответствии с запланированными результатами основных образовательных программ общего образования.

5.4. Контроль реализации мероприятий осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

 

6. Порядок участия во внеурочной деятельности

6.1. Участие во внеурочной деятельности является обязательным для всех обучающихся начального общего, основного общего и среднего общего образования.

6.2. Для проведения мероприятия и занятий по курсам внеурочной деятельности допускается комплектование групп как из обучающихся одного класса, параллели классов, так и обучающихся разных возрастов, но в пределах одного уровня образования. При наличии необходимых ресурсов возможно деление одного класса на группы.

Комплектование групп обучающихся по каждому курсу внеурочной деятельности осуществляется приказом директора школы ежегодно в первый день  учебного года. Наполняемость группы устанавливается содержанием программы курса. Формирование групп для разовых и кратковременных мероприятий осуществляется на основании плана мероприятия.

6.3. Расписание занятий курсов внеурочной деятельности составляется в начале учебного года заместителем директора по учебно-воспитательной работе по представлению педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается приказом директора школы. Перенос занятий или изменение расписания производится только по согласованию с администрацией школы и оформляется документально.

6.4. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется педагогическими работниками в журнале учета внеурочной деятельности. Журнал учета должен содержать:

  • титульный лист: наименование школы, учебный год, класс;
  • информационный лист для учета занятий курсов: наименование курса, Ф. И. О. педагогического работника, назначенного вести курс, Ф. И. О. обучающегося, дату, содержание и форму проведения занятия. Содержание занятий в журнале учета должно соответствовать содержанию программы курса внеурочной деятельности;

Порядок ведения, хранения журнала учета внеурочной занятости аналогичен правилам хранения и ведения классных журналов. Журналы хранятся в специально отведенном для этого месте.

 

7. Особенности реализации мероприятий внеурочной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

7.1. При реализации краткосрочных мероприятий и курсов внеурочной деятельности либо их отдельных частей школа может организовывать деятельность обучающихся с использованием:

  • дистанционных образовательных технологий;
  • электронного обучения;
  • образовательных и развивающих материалов на печатной основе (сборники предметных и междисциплинарных задач, открытые материалы международных исследований качества образования, демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий, печатные учебные издания).

7.2. В рамках курсов внеурочной деятельности школа вправе организовывать в дистанционном режиме:

  • проектные и исследовательские работы обучающихся;
  • деятельность школьных научных обществ;
  • просмотр с последующим обсуждением записей кинокартин, спектаклей, концертов;
  • посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, мастер-классов;
  • общение со специалистами в сфере профессионального самоопределения и карьерного консультирования, представителями работодателей, сотрудниками научных организаций;
  • просмотр видеолекций и образовательных сюжетов о современных достижениях науки и технологий;
  • оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки и гимнастику, занятия с тренерами и спортсменами;
  • мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки, тематические классные часы, конференции и другие активности, проводимые в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем.

7.3. При реализации мероприятий внеурочной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий школа самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогических работников с обучающимися, и занятий с применением дистанционных технологий.

7.4. Для реализации курсов внеурочной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий школа:

  • своевременно доводит до сведения родителей (законных представителей) обучающихся информацию о правилах участия во внеурочной деятельности; сообщает расписание запланированных дистанционных активностей обучающихся, наименования используемых технологических платформ и ресурсов, список рекомендованных сайтов и ресурсов; разъясняет формы добровольного представления результатов и достижений для учета в портфолио;
  • ведет учет участия обучающихся в активностях, проводимых по программам курсов внеурочной деятельности;
  • обеспечивает возможность получения индивидуальных консультаций по запросам обучающихся и их родителей (законных представителей);
  • организует деятельность руководителей проектных и исследовательских работ, обучающихся;
  • оперативно информирует родителей (законных представителей) об изменениях расписания или адресах подключения к мероприятиям, проводимым в режиме реального времени;
  • при использовании изданий на печатной основе обеспечивает своевременное информирование обучающихся о рекомендуемых образовательных материалах и заданиях.

 

8. Промежуточная аттестация

8.1. Освоение рабочих программ курсов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся в формах, определенных Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Основными формами учета внеурочной деятельности обучающихся являются:

  • индивидуальная оценка на основании портфолио, письменной работы;
  • коллективная оценка деятельности класса или группы обучающегося на основании выполнения проекта или творческой работы.

8.2. Школа вправе засчитать результаты освоения обучающимся образовательных программ в иных образовательных организациях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Зачет результатов проводится в соответствии с приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 30 июля 2020 года № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность».