ЭП

Документ подписан электронной подписью
29.09.2023 17:03, Бабкина Любовь Фёдоровна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

ПРИНЯТО

 

Педагогическим советом школы

 

 

Протокол

от 07 июля 2023  года  № 12

УТВЕРЖДЕНО

 

Приказом по школе

от 17 июля  2023 года № 438

 

Директор школы

_______________   Л. Ф Бабкина

 

 

Регистрационный номер № 3-5

 

Положение

 о рабочих программах муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 1

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о рабочих программах муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 1 (далее – Положение) регулирует оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ по учебным предметам, учебным курсам (в том числе внеурочной деятельности), учебным модулям учебного плана, плана внеурочной деятельности, дополнительных общеразвивающих программ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 1 (далее – школа).

1.2. Положение разработано в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами:

1.3. В Положении использованы следующие основные понятия и термины:

уровень образования (НОО, ООО, СОО)- завершенный цикл образования, характеризующийся определённой единой совокупностью требований;

федеральная основная общеобразовательная программа- учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определённой направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы;

образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;

рабочая программа – методический документ, определяющий организацию образовательного процесса, конкретизирующий содержание обучения и обеспечивающий достижение планируемых результатов освоения ООП соответствующего уровня образования;

учебный предмет - единица (компонент) содержания образования, отражающий предмет соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого материала и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки;

учебный курс- целостная, логически завершенная часть содержания образования, расширяющая освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета и углубляющая материал предметных областей и (или) в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета;

учебный модуль - часть содержания образования, в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета или учебного курса либо нескольких взаимосвязанных разделов;

оценочные средства – методы оценки и соответствующие им контрольно-измерительные материалы.

1.4. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей обеспечивают достижение планируемых результатов освоения программы общего образования соответствующего уровня и разрабатываются на основе требований ФГОС к результатам освоения программы общего образования. Разработка рабочей программы относится к компетенции школы и осуществляется педагогическим работником или группой педагогических работников для определенных классов (групп) и учитывает возможности методического и технического обеспечения образовательной деятельности, уровень подготовки обучающихся, отражает специфику обучения в данном классе (классах, группах) школы.

1.5.       Рабочая программа выполняет следующие функции:

1.6. Школа предусматривает непосредственное применение при реализации ООП НОО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир».

1.7. Школа предусматривает непосредственное применение при реализации ООП ООО и ООП СОО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности».

1.8.  Федеральные рабочие программы служат методической основой для разработки рабочих программ по учебным предметам обязательной части ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО.

1.9. Рабочие программы в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Орловской средней общеобразовательной школе № 1 в обязательном порядке разрабатываются по предметам обязательной части учебного плана, учебным курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, программам курсов внеурочной деятельности, дополнительным общеразвивающим программам дополнительного образования.

1.10.Рабочая программа должна быть разработана, принята и утверждена в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Орловской средней общеобразовательной школе № 1 не позднее 1 сентября нового учебного года.

1.11.Рабочая программа является объектом внутришкольного контроля в соответствии с планом работы школы, в исключительных случаях – других видов контроля (например, оперативного, внешнего).

1.12. Положение о рабочих программах муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 1 принимается педагогическим советом.

1.13. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения.

1.14. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих программ и мера ответственности за выполнение рабочей программы в полном объеме определяются должностной инструкцией педагогического работника.

1.15.Рабочая(ие) программа(ы), разработанная(ые) согласно настоящему Положению, являются собственностью муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 1.

 

2. Структура рабочей программы

2.1. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и Федеральных образовательных программ общего образования, локальных нормативных актов школы.

2.2. Обязательные компоненты рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе и внеурочной деятельности), учебных модулей, дополнительных общеразвивающих программ.

2.2.1. Рабочие программы должны содержать следующие обязательные компоненты:

2.2.2. Рабочие программы формируются с учетом рабочей программы воспитания. Отобразить учет рабочей программы воспитания необходимо одним или несколькими способами из предложенных ниже (по выбору педагога):

2.3. Титульный лист - структурный элемент Рабочей программы, который должен отражать:

- наименование образовательной организации (полностью);

- гриф «Рассмотрена на заседании МО» (номер протокола, дата), «Принята педагогическим советом» (номер протокола, дата), «Утверждена приказом директора школы» (подпись, расшифровка подписи, номер приказа, дата);

- название Программы (предмет, курс);

- адресность (класс);

- уровень обучения (базовый, углубленный, профильный);

- название населенного пункта, в котором реализуется Рабочая программа;

- год разработки рабочей программы.

Титульный лист программы оформляется в едином стиле.

2.4. Раздел «Пояснительная записка» включает:

2.5. Раздел «Содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля, курса дополнительных общеразвивающих программ» включает:

2.6. Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля, курса дополнительных общеразвивающих программ» конкретизирует соответствующий раздел ООП (по уровням общего образования) исходя из требований ФГОС общего образования. Все планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля подлежат оценке их достижения обучающимися.

В разделе кратко фиксируются:

2.7. Раздел «Тематическое планирование» оформляется в виде таблицы, состоящей из следующих граф:


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

           

 

№ п/п

Темы, раскрывающие данный раздел программы

Количество часов

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающегося при изучении темы

 

В качестве электронных (цифровых) образовательных ресурсов допускается использование мультимедийных программ, электронных учебников и задачников, электронных библиотек, виртуальных лабораторий, игровых программ, коллекций цифровых образовательных ресурсов.

Тематическое планирование рабочей программы является основой для создания поурочного планирования учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля курса дополнительных общеразвивающих программ на учебный год.

2.8. Раздел «Поурочное планирование» учебных предметов (курсов, модулей) оформляется в виде таблицы, состоящей из колонок:

 


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Примечание

Всего

Контрольные работы

Практические работы

 

               

 

Раздел календарно-тематическое планирование для курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ оформляется в виде таблицы, состоящей из колонок:


п/п

Тема

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Примечание

 

В графе «Примечание» могут содержаться пометы, сделанные учителем в процессе работы, например:

2.9. Раздел «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса» включает учебники и учебные пособия, которые используются в ходе изучения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля, курса дополнительных общеразвивающих программ; электронные цифровые образовательные ресурсы.

2.10. К рабочей программе учебного предмета (курса, модуля) прикладывается приложение, включающее оценочные материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации: график контрольных мероприятий, примерные тексты контрольно-измерительных материалов, утверждённые ШМО, критерии оценивания каждого вида работы обучающегося, подлежащих оцениванию (устный ответ, контрольная работа, лабораторная работа, диктант, тест и прочее).

 

3. Порядок разработки и утверждения рабочей программы

3.1. Рабочая программа разрабатывается как часть ООП (по уровням общего образования) педагогическим работником или группой педагогических работников в соответствии с преподаваемым предметом. Разработчик(и) готовит(ят) рабочую программу в соответствии с федеральной программой соответствующего уровня образования. Содержание и планируемые результаты разработанной педагогическими работниками рабочей программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной рабочей программы учебного предмета (курса, модуля).

3.2. С целью реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО разрабатывать рабочие программы рекомендуется посредством онлайн-сервиса «Конструктора рабочих программ» (edsoo.ru/constructor).

3.3. Рабочая программа едина для всех учителей данного учебного предмета, работающих в школе, за исключением раздела «Поурочное планирование». Поурочное планирование к рабочей программе составляется индивидуально учителем-предметником в соответствии с рабочей программой по предмету и расписанием уроков.

3.4. Рабочая программа составляется на соответствующий уровень образования (НОО, ООО, СОО) с последующей корректировкой или на один учебный год.

3.5. Рабочая программа разрабатывается на основе:

3.6. Педагогический работник не вправе для федеральных программ, подлежащих непосредственному применению в перечисленных подпунктах 1.6 и 1.7 Положения:

3.7. Педагогический работник вправе:

3.8. Рабочая программа рассматривается на заседании МО, проверяется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану школы и требованиям ФГОС; проверяется наличие УМК, предполагаемого для использования, в федеральном перечне.

3.9. После проверки и принятие педагогическим советом,  рабочая программа в составе содержательного раздела ООП соответствующего уровня общего образования утверждается приказом директора школы.

 

4. Оформление и хранение рабочей программы

4.1. Рабочая программа оформляется в электронном и печатном варианте.

4.2. Электронная версия рабочей программы форматируется в редакторе Word шрифтом TimesNewRoman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выровненный по ширине, абзац 1,25 см, поля - обычные; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4, альбомной ориентации. Таблицы встраиваются непосредственно в текст.

4.3. Рабочая программа должна иметь титульный лист с названием учебного предмета, курса или модуля, по которому ее разработали.

Страницы рабочей программы должны быть пронумерованы сверху по центру. Титульный лист не нумеруется.

4.4. Печатная версия рабочей программы дублирует электронную версию.

4.5. Электронный вариант рабочей программы хранится у заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

4.6. Печатная версия рабочей программы подлежит хранению в школе в течение всего периода ее реализации в месте, установленном директором школы.

4.7. Разработчик рабочей программы готовит в электронном виде аннотацию для сайта школы. В аннотации указываются:

4.8. Аннотации к рабочим программам размещаются на школьном сайте в разделе «Сведения об образовательной организации» подразделе «Образование». К аннотации прикрепляется рабочая программа в виде электронных документов, подписанных электронной подписью.

 

5. Порядок внесения изменений в рабочую программу

5.1. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор школы издает приказ о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования в части корректировки содержания рабочих программ.

6.2. Корректировка рабочих программ проводится в сроки и в порядке, установленные в приказе директора школы о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования.

 

6. Реализация рабочей программы

6.1. Реализация рабочей программы является предметом контроля внутренней системы оценки качества.

6.2. Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с утвержденной рабочей программой.

6.3. Школа, наряду с педагогическими работниками, несёт ответственность за реализацию рабочих программ в полном объеме в соответствии с ООП уровня образования.

6.4. Для обеспечения реализации рабочих программ допускается применение:

6.5. При реализации рабочих программ не допускается:

6.6. Запрещается при реализации рабочих программ использование методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся.

 

7. Контроль за реализацией рабочих программ

7.1. Контроль реализации рабочих программ производится по окончании каждого учебного периода.

7.2. Этапы контроля: